Сегодня ICO – признанный инструмент, объективно составляющий конкуренцию традиционным венчурам. Кирилл Шилов, ведущий маркетолог Etherart, готов поделиться своим видением ситуации на рынке ICO и рассказать о том, что нужно делать для развития сферы в будущем.
Кирилл Шилов рассказал, что уже через несколько месяцев мы сможем судить о качестве результатов работы тех стартапов, которые привлекли инвестиции при помомщи ICO в первой половине текущего года. Вполне вероятно, что многих инвесторов ждет череда разочарований, так как многолетняя практика венчурного рынка доказывает, что далеко не многим проектам удается реализовать поставленные задачи. Повлияет ли популяризация ICO на данный показатель – пока не известно.
Кирилл Шилов считает, что самым важным всегда остаётся внимание инвесторов и их реакция на определенные ситуации на рынке. Благодаря специфическим особенностям первичных размещений токенов инвесторы получают возможность «покинуть игру» в любо момент. Кроме того, они могут частично или даже в полном объеме вернуть собственный вклад вне зависимости от успеха стартапа. Рынок ICO развивается очень динамично. Безусловно, на рынке появляется все больше бесперспективных предложений, но, вместе с этим, на их фоне появляется и много интересных и прибыльных ICO. Благодаря этому со временем появится большое количество стабильных токенов.
Шилов предлагает посмотреть на цифры. Так, если в 2014 году мировой рынок краудфандинга составлял лишь $16,2 миллиарда, то в текущем году общая сумма капитализации возросла практически втрое – до $51,3 миллиарда. В связи с данной динамикой специалисты ожидали еще большего роста капитализации, однако, сейчас ее увеличение происходит намного медленнее. Кроме того, краудфандинг обладает очевидными недостатками, основными среди которых являются следующие:
Помимо этого, активная деятельность мошенников в сфере краудфандинга окончательно испортила репутацию данного инструмента.
На смену неидеальному краудфандингу пришел более современный инструмент – ICO, который обладает такими преимуществами:
Сегодня ICO-индустрия не регулируемая, перемен, по словам Шилова, стоит ожидать уже в 2018 году, так как опыт проведения регулируемых ICO у мирового сообщества уже имеется. Еще одним недостатком этого инструмента является то, что компании, обладающие большим бюджетом для маркетинга, вытесняют с рынка интересные предложения.
Нынешний год полон интересных событий, которые решающим образом повлияли на развитие ICO-рынка. Была улучшена инфраструктура благодаря созданию проектов типа Civic и Sonm. Кроме того, за год успешно завершился сбор инвестиций более, чем по 140 проектам. Сборы составили порядка 2 миллиардов долларов. В последние пару месяцев текущего года пройдет еще около 70 кампаний, которые в общем планируют привлечь порядка $350 миллионов инвестиций. Сегодня специалисты заняты разработкой новых инструментов, чтобы удешевить и упростить ICO.
Кирилл Шилов отмечает, что начинающим криптоинвесторам очень трудно понять саму специфику принципиально нового рынка. В связи с этим число игроков в индустрии ICO существенно ограничено. Эксперт утверждает, что только упрощение процесса проведения ICO позволит людям, далеким от IT, на равных со специалистами вкладывать деньги в цифровые монеты.
Сегодня традиционными инструментами для привлечения вкладчиков в ICO являются:
По мнению Шилова, действительно крупные суммы инвестиций достаются кампаниям, способным на создание оригинальных инфраструктурных решений. Большую роль играет также опыт и меня членов команды, «звездность» состава advisory board.
Основными процессами в деле подготовки к выходу на ICO стоит назвать такие:
Существует несколько инструментов, которые помогут начинающим специалистам при выходе на ICO:
Наиболее популярными площадками, на базе которых можно разработать смарт-контракт, справедливо называют такие:
Благодаря стандартизации услуги по поддержке специалистов при выходе на ICO.
На рынке ICO орудует много мошенников, а потому очень важно уметь оценивать проект прежде, чем вкладывать в него деньги. Есть несколько категорий мошеннических проектов, но наиболее распространенных две:
Границы между ними не четкие. Обычно проекты, разработчики которых и не планируют проводить их реализацию, выглядят особенно привлекательно, в отличие от тех, чьи создатели даже не отдают себе отчет в нереальности собственных задумок. Инвесторы должны своими силами проводить анализ проектов. Существует несколько критериев, которым долен соответствовать стартап, чтобы быть потенциально прибыльным и успешным:
По словам Кирилла, количество криптоаккаунтов при подходящих условиях будет расти в геометрической прогрессии. Для «правильного» фона необходимо следующее:
Сегодня существуют блокчейн-инструменты, призванные дать возможность более широким массам работать на криптовалютном рынке:
Эксперт утверждает, что в следующем году на рынке появятся прикладные инструменты, благодаря которым порог выхода на крипторынок существенно снизится. Они также упросят как выход, так и участие в ICO, а также обеспечат безопасность для инвесторов.